КАК ИЗУЧИТЬ НЕ ИНТЕРЕСНОЕ, НО НЕОБХОДИМОЕ

Сергей Сапон.

Очень часто в школе, университете или еще где-либо приходится изучать что-то не интересное, но необходимое. С изучением интересного проблем, как правило, не бывает. За исключением проблемы свободного времени. А вот изучение неинтересного материала часто необходимо для аттестации, получения зачета, без которых невозможно достигнуть цели обучения.

В будущем каждому из нас необходимо будет непрерывно обучаться. Обучение станет необходимостью не только для успешности. Оно станет обязательным для элементарного выживания. Как и кто бы не оспаривал этот прогноз, но большинством он уже сейчас признан как факт.

Обучаться придется новым профессиям из-за исчезновения ныне существующих. Обучение станет необходимостью также из-за неминуемых изменений требований к сотрудникам в профессиях, которые не подвержены риску исчезновения.

Обучаться придется быстро. Но самой большой проблемой, по моему мнению, для жителей постсоветского пространства станет то, что обучаться придётся не для получения очередного диплома, сертификата, свидетельства, а для приобретения необходимого набора навыков. Обучаться быстро и реально приобретать необходимые навыки нужно уметь. По другому не будет.

Следующей общепризнанной тенденцией является увеличение доли самостоятельного обучения в онлайн-формате. Объективно сложно выделить достаточное количество времени и усесться за парту. Особенно, когда уже есть семья, дети, работа, заботы. Поэтому рассчитывать на то, что “научит учитель” приходится все меньше.

Глядя на этакое будущее с нынешних позиций, у каждого из нас может быть свое видение дальнейшего пути. Кто-то скажет, что все это бред, неправда, этого не может быть и продолжит свой нынешний образ жизни. И это будет его выбор. Таких нужно просто предупредить. Не стоит их переубеждать.

Кто-то задумается и будет долго продумывать стратегии выживания в будущем типа “я все пропетляю, порешаю”. Такие тоже найдутся. Молодцы! Любители острых ощущений!

Однозначно среди тех, кто читает эту публикацию найдутся и те, кто задастся вопросом: ЧТО ДЕЛАТЬ? Мой ответ – уже сейчас, срочно освоить элементарные навыки обучения.

Целью изучения чего бы то ни было являются знания, навыки использования изучаемого материала. Знания – это уверенность в способности применить в жизни изученное. Знания – это уверенное состояние ЗНАЮ, а не ДУМАЮ ЧТО ЗНАЮ.

Вторичной целью изучения какого-либо предмета, помимо его содержания, должна быть отработка элементарных навыков обучения. Под словом “отработка” предусматривается доведение до автоматизма. И начинать вырабатывать эти навыки необходимо в подготовительной группе детского сада. А может и раньше.

Какие это элементарные навыки обучения? По моему мнению их семь. Они очень простые.

  1. Изучайте, понимая цель и конечный результат обучения.
  2. Изучайте что-то только с помощью компетентных и достоверных источников информации.
  3. Начинайте с элементарных основ и не пропускайте непонятое и непонятное.
  4. Проясняйте все непонятные слова и словосочетания.
  5. Изучайте, имея визуальное и кинестетическое представление об изучаемом объекте.
  6. Изучив логически законченную часть материала, делайте паузу и ответьте на вопросы:

Что я понял?

Как я применю полученную информацию?

С кем я поделюсь этими знаниями?

  • Повторяйте изученное

К сожалению, некоторые наши учителя чаще всего концентрируются на ценности содержания дисциплины. Должного внимания отработке элементарных навыков изучения чего-либо не уделяется. Причин такого подхода может быть масса. Но факт остается фактом: в большинстве люди не умеют самостоятельно обучаться, испытывая потребность чтобы их обучили.

В такой ситуации роль учителя, естественно возрастает, формируется зависимость от учителя.  И все бы не плохо, но только настала эпоха, когда самим учителям нужно садиться за парты и надевать шляпы студентов. Скорость изменения информации просто невероятная. То, что было правдой 20 лет назад, сегодня, мягко говоря, не актуально. Объективная реальность заключается в том, что учителя могут дать какие-то основы, а остальное необходимо осваивать самостоятельно.

Поэтому, в первую очередь ученики и студенты, изучая какую-то неинтересную, кажущуюся вам ненужной дисциплину, сконцентрируйтесь на отработке элементарных навыков обучения. Выработайте в себе привычку выполнять поставленные задачи с требуемым конечным результатом. Это очень пригодится в жизни, где не всегда можно будет избежать преодоления неприятных и неинтересных преград.

Обучайтесь, без этого невозможно успешное настоящее и будущее.

Цей проект виконується у співпраці з Вільнюським университетом, ГО «Фундація Прав Людини» та фінансується коштами Міністерства Закордонних Справ Литовської республіки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *