София Смыкова.
Для многих из нас Интернет давно стал неотъемлемой частью жизни. Мы работаем, учимся, отдыхаем, общаемся друг с другом, используя его возможности. Но иногда по неосторожности, или же по незнанию, допускаем ошибки, которые эта сеть не прощает. Несмотря на то, что данные можно стереть или удалить, работает здесь только одно правило: Интернет помнит всё.
Целью этой статьи, однако, является не запугивание, не распространение паники, а лишь напоминание о некоторых важных «правилах движения» в этом скоростном и хаотичном потоке информации.
Небольшой, толкающий на рассуждения пример. Дано: широко известная в Украине (и странах СНГ) социальная сеть; администратор группы по интересам внутри неё; и сами участники – в основном ученики младшей и средней школы. Администратор предлагает ребятам интерактив: написать свой город, школу, класс, в котором они учатся, сравнить расписание уроков и сбросить свою последнюю фотографию.
Для тех, кто пишет ответ – это безобидная форма общения в этой группе, даже возможность завести друзей, но для кого-то подобное взаимодействие, вероятно, послужит точкой невозврата. Что если личные данные в сообщении – как раз то, что требовалось злоумышленнику, чтобы развернуть свои действия против этого человека?
Может это и выглядит как очередная теория заговора, но мировая статистика говорит об обратном. Случаи сталкинга и киберсталкинга отнюдь не редкость и, несмотря на распространенное мнение, подвергаются ему не только знаменитости, но и самые заурядные люди. Однако, проблема всё ещё остается невидимой и несущественной для законодательства Украины.
«Сталкинг» определяется как систематическое и навязчивое преследование (еще одна форма – преследование в Интернете – киберсталкинг) и может проявляться в виде мониторинга активности в социальных сетях, слежки с фейковых аккаунтов, звонков, смс-сообщений или писем с угрозами. Нередки свидетельства про обвинение жертвы в чем-либо, всяческие унижения или требования встречи, физические преследования, моральное истязание, запугивание. Киберсталкинг зачастую перетекает в офлайн среду. История знает даже случаи криминальных преступлений, совершенных в следствии сталкинга.
Кто же такой «сталкер»? Психологи говорят, что это свойственно людям с разными личностными, психическими и поведенческими расстройствами, плохо развитыми социальными навыками и т.п. Мотивацией на фоне такой картины служат их прошлые отношения с жертвой или воображаемая сталкером возможность отношений, его фантазии. Некоторые начинают преследовать из мести, с целью причинения страданий, другие – пытаются таким образом завоевать доверие и сблизиться или привлечь вниманеи к своей персоне, третьи, наиболее криминализированные, – готовят преступление, упиваясь страданиями жертвы.
Проблема сталкинга сейчас находится на этапе «спасение утопающих в руках самих утопающих», но, если Вы вдруг оказались в такой ситуации, постарайтесь зафиксировать происходящее, привлечь внимание общественности. Предугадать события жизни зачастую нереально, но все же можно значительно снизить риск попадания личных данных в руки злоумышленников, также необходимо научить детей избегать такого рода ловушек.
Этот проект реализуется в сотрудничестве с Вильнюсским университетом ГО «Фундация Прав Человека» и финансируется Министерством Иностранных Дел Литовской Республики.